Телефон
+7 (34266) 2-24-77
Электронная почта
Прошлое  не умирает. Оно сохраняется в каждом из нас. 26 Ноября 2018

Прошлое не умирает. Оно сохраняется в каждом из нас.

Мы уже писали о том, что 30 октября в Енапаево прошла научно-практическая конференция «История сылвенско-иренских татар», на которую съехались гости из Казани, Перми и шести районов Пермского края. Один из докладов, показавшийся нам наиболее интересным, мы представляем вашему вниманию. Его автор – наш земляк, а ныне профессор Казанского университета Файзулхак Габдулхакович Ислаев.
Считаю, что в истории Октябрьского района вопрос, связанный с происхождением пермских татар, не полностью отражает этнические объективные процессы, которые происходили в нашем районе, и в Пермском крае в целом.
В литературе тюркоязычное населенние Пермского Прикамья обозначают по-разному: бардымские, гайнинские, пермские, сылвенские, иренские татары, красноуфимские башкиры; шаквинские остяки, тептяри, кый татары и т.д. На мой взгляд, название “пермские татары” наиболее полно отражает этнографическую ситуацию в регионе и адекватно отражает многовековой процесс формирования этой этнографической группы татар.
Их язык, религия, пища, жилье не отличается от других татар. Об этом свидетельствует и этническое самосознание местного населения, подавляющее большинство из которых себя считают татарами.
Если взглянуть на название “пермские татары” с исторической точки зрения, то впервые название сылвенские и иренские татары отражено в Сибирских летописях за 1570 годом. История их происхождения и формирования своими корнями уходит в глубокую древность и по времени охватывает эпоху более двух тысяч лет. Эти процессы связаны с этнополитическими процессами, которые происходили в мире и активными участниками которых были тюрки-татары. Само слово “тюрк” имело значение “сила, крепость, мощь”. Первоначально этим именем называли отдельное племя, или отдельную ханскую династию, прародиной которого историки считают Алтай. Считается, что первые тюрки на Урале появились уже в 3-4 веках, и их появление связано с гуннами и Великим переселением народов.
Многие названия тюркских племен сохранились в названиях рек нашего региона. Назовем некоторые из них: например Телес, это название зафиксироовано в китайских, персидских, арабских источниках. Многие, наверное, знают, что на Алтае имеется удивительной красоты знаменитое Телецкое озеро. Название реки в Уинском районе и название озера на Алтае – одно и тоже. При этом характерно, что река Малый Телес берет свое начало под горой недалеко от села Алтынное. А тюрки в древности Алтай называли Алтын-Ай (Золотая луна). Вполне вероятно, что переделанное алтайское название стало названием современного села, которое основали русские, купив земли у татар. Без особых комментариев назову еще названия нескольких рек, которые упоминаются как родо-племенное название тюркских племен: Чат, в Сибири до настоящего времени живут чатские татары; Сарс – Сары-су, так называли арабские источники кыпчаков, которых русские в свою очередь называли половцами; Тарт и Сеп также являются родо-племенными названиями.
После татаро-монгольских завоеваний и создания Золотой Орды история нашего региона тесно связана с этим событием, а позже и Казанским ханством. К сожалению, письменных источников по этому времени не сохранилось. Тем не менее, в бассейне рек Сылва, Шаква, Ирень, Тулва происходит процесс татаризации и мусульманизации тюркоязычных племен. Смею предположить, что именно тогда сформировался своебразный пермский говор, который имеет много общего с говором нократских, чишминских, уфимских татар. Язык наш своеобразный, в основе очень близкий к среднему диалекту татарского языка, но с чертами, присущими и для западного диалекта. Что касается башкирского компонента в формировании пермских татар, то их влияние кажется мне, было минимальным, хотя современное население Бардымского района по документам считаются башкирами, но говор-то у нас единый, татарский,  поэтому вывод делайте сами.
В заключении хотел бы еще раз подчеркнуть: независимо от нашего желания, прошлое не умирает, оно сохраняется в каждом из нас. Мы очень хотим, чтобы истории татарских селений изображались такой, какой они были на самом деле.

Кстати. Файзулхак Габдулхакович Ислаев - доктор исторических наук, профессор Российского исламского института. Выпускник Енапаевской школы. Начинал как историк КПСС в аспирантуре Пермского университета, там защитил кандидатскую диссертацию в 1983 г., а докторскую - в 2005 г. в Казанском университете по религиозной политике Российского государства и ее реализации в Волго-Уральском регионе в 18 веке. А в промежутке между этими темами серьезно занимался историей гражданской войны на Урале, историей пермских татар 16-18 веков.

Подпись под фото: Наш земляк Ф.Г. Ислаев - доктор исторических наук, детально изучает историю жителей его малой родины.


Возврат к списку