Телефон
+7 (34266) 2-24-77
Электронная почта
Общественный совет: Дети-инвалиды - на первом плане 10 Декабря 2018

Общественный совет: Дети-инвалиды - на первом плане

4 декабря состоялось очередное заседание Общественного совета при ОЦРБ, на которое были приглашены сотрудники различных ведомств, так как на этот раз речь шла о детях-инвалидах.
Как рассказала председатель Общественного совета Л.Ф. Крауклис, в нашем районе проживает более 160 детей-инвалидов (цифра эта постоянно варьируется, т.к. кого-то снимают с инвалидности, кому-то наоборот дают). Часть из них посещает детские сады, часть – общеобразовательные школы, а почти треть – в обучается в коррекционной школе п. Сарс.
Конкретику по цифрам дала главный педиатр района А.З. Николаева. Так, в 2017 г. в Октябрьском районе было 166 детей-инвалидов. Из них от 0 до 4 лет – 23 ребенка, от 5 до 9 лет – 55, от 10 до 14 – 4, от 15 до 17 лет – 44. По структуре заболеваний на первом месте долгие годы лидируют психические патологии - 64 ребенка. Фактически их значительно больше, но не каждый подходит под категорию инвалидности. На втором месте болезни нервной системы (ДЦП, менингококцемия и т.д.) – 33 ребенка. На третьем – врожденные пороки развития – 27 (пороки сердца, косолапость и т.д.). Болезни эндокринной системы (сахарный диабет) – 14 детей, болезни глаз – 10 детей. В прошлом году первичную инвалидность получили 27 детей, это чуть ли не в два раза больше, чем в 2016 году. Инвалидность может даваться ребенку на 1, 2 года, до 18 лет. Разные сроки зависят от того, был ли ребенок излечен, например, после операции и т.д.

Обучаться должны все
Начальник Районного управления образования С.В. Мартынюк сделала разбивку детей-инвалидов по занятости. Так, детей-инвалидов дошкольного возраста у нас 36, из них 18 посещают детсады, остальные находятся на дому. Родителям детей-инвалидов, не посещающим детсад, дается компенсация в 1300 рублей на приобретение развивающих игр. В общеобразовательных школах учатся 28 детей-инвалидов, 67 – в коррекционной школе (29 – с легкой степенью отсталости, 38 – особые дети с тяжелыми формами). Из этого числа 22 ребенка учатся по программе коррекционной школы на дому. Дети, живущие в интернате коррекционной школы, обеспечиваются 5-разовым питанием, одеждой, обувью. Многое там сделано по доступной среде: пандусы, поручни, закуплено специальное оборудование. С детьми работает много узких специалистов (логопед, дефектолог, психолог); во внеурочное время организовано множество кружков и секций по различным направлениям – от самых простых, где дети учатся рисовать, до парикмахерского и обувного дела. 4 ребенка школьного возраста в силу разных причин вообще не получают образования. Дети из категории слабовидящих или слабослышащих обучаются в специализированных школах Перми. Решение о том, где учиться такому ребенку, выносит специалист краевой больницы. На сегодня у нас в районе 14 таких детей.
Дети с ограниченными возможностями здоровья учатся по адаптированной программе. В целях выявлениях таких детей создана медико-педагогическая комиссия, которая за год рассматривает 110-120 детей, не справляющихся с основной программой.
В 2018 году 20 детей-инвалидов были оздоровлены в лагерях отдыха, школам рекомендовано ставить эту категорию детей в приоритет.
Как рассказала директор Дома детского творчества Т.В. Тутынина, дополнительным образованием охвачены 10 детей-инвалидов. К кому-то из них педагоги выходят с занятиями на дом, кто-то приходит в ДДТ. Дети шьют, делают различные поделки, а в этом году для них был организован кружок по робототехнике. Работы детей-инвалидов демонстрируются на ежегодной выставке «Чародеи». Кроме этого педагоги ДДТ организуют разовые акции, выезжая на целый день с мастер-классами в коррекционную школу.

Соцзащита на защите инвалидов
С детьми-инвалидами работает и соцзащита. На учете там состоит 168 детей. Начальник отдела по Октябрьскому району МТУ № 4 В.В. Агеева пояснила, что через их ведомство для детей-инвалидов по двум видам проводится реабилитация: дети получают направления (с дневным пребыванием в реабилитационном центре (проживание и питание за свой счет)) или сертификаты (с временным пребыванием в стационаре центра). В 2018 году направления получили 72 ребенка и 26 - сертификаты. Чтобы определить количество курсов реабилитации, для инвалида разрабатывается индивидуальный маршрутный лист. Кроме этого сотрудники отдела ведут активную работу по информированию родителей о тех возможностях, которые предоставляются таким детям различными ведомствами.
Валентина Васильевна рассказала также о том, что с января 2019 г. Октябрьский будет поделен на 4 района обслуживания, к каждому из которых будут прикреплены социальные участковые, в задачи которых будет входить раннее выявление проблем граждан по жизнеустройству, ветхому жилью, инвалидности и т.д.. Во все поселения будет разослана информация о том, куда и к кому конкретно обращаться. Кроме этого социальные участковые будут выезжать на территории, о чем население будет заранее уведомлено.

Важна и работа с родителями
О том, как работает с детьми-инвалидами Общество инвалидов, рассказал его председатель Л.Ф. Бажин. На средства выигранного в этом году гранта были приобретены настольные игры, в которые дети-инвалиды могут играть наравне со взрослыми. Но проблема – куда их ставить, для этого необходимо какое-то дополнительное помещение. Как подчеркнул Леонид Федорович, основная наша головная боль – это родители, которые не хотят, чтобы их ребенок где-то показывался. Здесь родителей можно разделить на две категории. Первая - это те, кто не хочет этого делать потому, что, например, в детских садах находятся родители здоровых детей, которые высказывают недовольство, что их дети посещают одну группу с ребенком-инвалидом. Вторая категория родителей – это те, кто живет за счет средств, которые они получают на ребенка-инвалида, не тратя на него при этом ничего. Они не только не социализируют ребенка-инвалида, отказываясь выводить его в общество, но даже на реабилитацию не отправляют, ведь если ребенок излечится и с него снимут инвалидность, они лишатся средств к существованию.
Рассмотрев этот вопрос, члены Общественного совета предложили ОЦРБ вести целенаправленную работу с будущими мамами по ведению здорового образа жизни, потому что больных детей рождается все больше; Обществу инвалидов возобновить угасшую работу с детьми-инвалидами, работать с их родителями, чтобы ребенок адаптировался в социуме; Управлению образования обратить внимание на работу педагогов с родителями в группах и классах, в которые занимаются дети-инвалиды.

Подпись под фото: В коррекционной школе многое сделано по доступной среде, в частности, входная группа к школе.


Возврат к списку