Телефон
+7 (34266) 2-24-77
Электронная почта
О минувшем и настоящем. 285-летию деревни Атнягузи посвящается 11 Июля 2018

О минувшем и настоящем. 285-летию деревни Атнягузи посвящается

Окончание. Начало в № 46.
Здравоохранение
31 декабря 1870 года Красноуфимская уездная земская управа разделила территорию уезда для санитарного обслуживания на четыре района. В Западный врачебный район вошли Иргинская, Алтынновская, Богородская, Енапаевская, Мостовская, Петропавловская волости с населением более 17 тысяч человек. Врач на весь район был один - Григорий Лаврентьевич Чирвинский, который жил в г. Красноуфимск. Основная надежда возлагалась на фельдшеров. Оказание медицинской помощи носило эпизодический характер. Фельдшера, их в районе было 26, периодически объезжали громадный район. Лечебных стационаров было мало. Да и лечение было платное. Сутки пребывания в стационаре стоили 80 копеек, прием врача - 28 копеек, выписка рецепта врачом - 5,5 копейки, фельдшером - 3 копейки.
Все это вынуждало людей обходиться без всякой медицинской помощи. Жители лечились народными средствами. Были свои целители, бабки-повитухи, костоправы. Но они не справлялись с эпидемиями и высокой смертностью детей, а также смертями женщин во время родов.
Первый фельдшерский пункт был открыт в Атнягузях лишь в 1951 году. Ранее люди обращались за медицинской помощью в Енапаево или Редькино. В деревню приехали молодые специалисты Н. Шагилова и Я. Хайдаршина. Для фельдшерского пункта был отдан пустовавший полуразрушенный дом. В очень короткий срок комсомольцы привели его в порядок. Много было сделано для жителей деревни в эти годы. Люди почувствовали, что значит квалифицированная медицинская помощь. В настоящее время в фельдшерском пункте имеются физкабинет, процедурный кабинет.
Традиции
До Октябрьской революции жители деревни Атнягузи строго придерживались обычаев и традиций. Татары очень дружный народ. Видимо, жизнь научила их всегда держаться вместе. Важное место в жизни любого человека имеет дом. В нашей деревне долгое время была славная традиция поднимать дом всей деревней. Этот день был как праздник. Первому, кто приходил на помощь, хозяева вручали подарок.
Одним из самых ответственных моментов был подъем матицы. Ее смазывали маслом, под оба конца балки в пазы укладывали серебряные монеты, чтобы в доме был достаток и жилось богато. После подъема матицы участников строительства обязательно угощали. Новый дом считался готов, когда в нем была сбита печь: если печку сделают, в новом доме нужно уже ночевать, чтобы стуков в доме не было. Для освящения дома приглашали муллу, стариков, которые читали в четырех углах молитву.
Многочисленными ритуалами был наполнен и приезд молодых в дом жениха. Под ноги им стелили подушку, что должно было обеспечить достаток в семье, невесте подносили мед с маслом со словами: «Будь как мед сладкая, как масло ловкая» и отправляли за водой с ведрами и коромыслом.
Также молодежь устраивала вечерние посиделки. Появился новый танец «Общий круг», который был заимствован у русской кадрили.
Культура
В 30-е годы в клубе начали показывать кино. Сначала оно было немое, а потом появилось и звуковое. Когда привезли первый звуковой фильм, вся деревня собралась в клубе. Ужас охватил всех, когда услышали первый звук. Кто-то кричал, кто-то падал на колени. Но потом привыкли и полюбили.
Решение о строительстве здания клуба было принято на общем собрании колхозников в 1959 году. Зимой 1961 года комсомольцы под руководством комсорга Р. Шакурова заготовили лес, а перед октябрьскими праздниками 1962 года состоялось открытие клуба. Заведующим в это время работал Ф. Магафуров. В 1969 году при клубе была открыта библиотека, книги для которой собирали всем миром. В 1973 году клуб был преобразован в Сельский дом культуры. Его директором стал Р. Шакуров, худруком М. Бариев.
Ко всем праздникам они организовывали выступление артистов художественной самодеятельности. Были и свои звезды. Это Ф. Ягафарова, С. Гарипова, А. Рафиков, М. Салимова. В 1979 после окончания Пермского культпросветучилища вернулась в родную деревню З. Мугинова и стала работать директором СДК. За время ее работы в клубе участников художественной самодеятельности стали узнавать в районе и области. Она впервые создала фольклорный ансамбль бабушек, побывавший в Перми и Казани, участвовавший в различных конкурсах. В1984 году С. Гарипова и Х. Салимов стали лауреатами областного конкурса в с. Барда. Выступления наших земляков показывали по областному телевидению.
В клубе ежедневно демонстрировали кинофильмы. Перед сеансом жители могли почитать журналы и газеты в библиотеке, а после него молодежь оставалась на танцы.
С 1985 года культурная жизнь деревни связана с деятельностью Асляма и Зульфии Зиннатовых. Они проявили себя отличными организаторами.
Детские и взрослые коллективы под их руководством неоднократно становились лауреатами и дипломантами различных конкурсов. Ансамбль «Чишмэ» более 30 лет радует жителей своими выступлениями. В 1996 году коллектив стал дипломантом I степени на областном фестивале народного творчества и завоевал звание «народный». За это время сменилось несколько поколений участников ансамбля, и он стал известным далеко за пределами Пермского края. С его творчеством знакомы и зрители Татарстана, Башкортостана, Казахстана. Ансамбль - многократный лауреат как краевых, так и республиканских конкурсов. В 2013 году «Чишмэ» представлял Октябрьский район на Всероссийском Сабантуе.
Местное самоуправление
18 марта 1982 года был организован Атнягузинский сельский совет. Его председателем стал Я.Х.Хатыпов, а секретарем Г.Ф.Бариева. Сельсовет играл большую роль в жизни деревни. Здесь заключали браки, регистрировали рождение детей. Также совет выполнял функции нотариата, отвечал за культурно-просветительскую работу.
В 2006 году путем слияния Бартымского и Атнягузинского сельских советов было образовано Атнягузинское сельское поселение, административным центром которого стала д. Атнягузи. Главой был избран К.А. Гасимов. Спустя десять лет его сменил Д.В.Маликов.
Ландшафт
Деревня Атнягузи очень красива. Через нее протекает река Ирень, особенно прекрасна она, когда разливается от весенних вод. В ее чистых водах сохранилась форель. Верховья Ирени - единственное место в Пермском крае, где на сегодняшний день самовоспроизводится этот вид рыбы, поэтому эта река является особо охраняемой природной территорией Пермского края.
Такой же статус имеет «Кашкинская дубрава», расположенная в 800 м северо-восточнее д. Кашкина. На территории дубравы произрастают растения, занесенные в «Красную книгу» и подлежащие охране: адонис весенний, ветреница алтайская, василек Маршала, ковыль перистый, княжик сибирский, первоцвет весенний (примула), прострел раскрытый.
Деревню окружают красивые зелёные луга, утопающие в цветах широкие пастбища. Территория села входит в зону Кунгурской лесостепи, а также в зону южной тайги с широколиственно-хвойными лесами, где обитают барсуки, волки, лисы, зайцы, белки, бобры и другие животные.
На въезде в деревню раскинулся бор, где растут стройные сосны, как богатыри, охраняющие Атнягузи. Этому бору уже более ста лет, и он является главной достопримечательностью деревни. На этом месте каждый год проводится Сабантуй, посвящённый окончанию посевных работ. В праздничный день здесь собираются все жители.
На северной стороне Атнягузи находится «Биек тау» - Высокая гора. Летом на ней много клубники. Излюбленным местом отдыха селян является Атнягузинский пруд на реке Ирень, где можно порыбачить, искупаться, покататься на лодках. В пруду водится карп, карась, линек, хариус.
Здесь красиво всё: поля и река, горы и леса. Эта живописная природа заставляет нас гордиться тем, что мы здесь живем. И люди у нас замечательные - трудолюбивые, добрые и весёлые, готовые помочь друг другу. На этой красивой земле просто не могут жить плохие люди.

Подпись под фото: Участниками ансамбля «Чишмэ» были возрождены почти забытые народные татарские праздники и обряды. Один из них - «Праздник гуся»


Возврат к списку