Телефон
+7 (34266) 2-24-77
Электронная почта
Подписчикам
Ирень - Ольховка- Бартым. История Октябрьского района сквозь призму времен. 23 Августа 2017

Ирень - Ольховка- Бартым. История Октябрьского района сквозь призму времен.

Здравствуйте, уважаемая редакция! Позвольте выразить Вам признательность за две публикации в газете за 2016 г. сведений за моей подписью о железной дороге в Октябрьском районе. Газета помогла мне установить новые контакты по телефону и электронной почте с потомками местных строителей этой Транссибирской магистрали, в т.ч. в городах Чернушке и Красноуфимске. Весь семистраничный  очерк прочитали и в Ольховской школе пос. Бартым. Директор школы А.А. Казмалы обратилась с просьбой ко мне, как выпускнику, по возможности изложить для учеников и преподавателей краткую историю поселка. Когда школу и лесхоз назвали Ольховскими? Кто организовал заселение поселка? На основе собранных и изученных документов, а также воспоминаний земляков попытаюсь это сделать.

Разъезд первой очереди - Ирень
Изыскатели акционерного общества Московско-Казанской железной дороги, трассируя магистральную транзитную линию Казань-Екатеринбург, в 1910 г. составили экономический обзор местностей прохождения новой дороги. Отмечено, что на юге Пермской губернии лесные богатства зачастую пропадают по причине почти полного отсутствия путей сообщения. Указаны предприятия: Сарсинский стекольный завод, Тюшевской винокуренный, Верхне и Нижне-Саранинские производители сельскохозяйственных машин. Говорится о хорошей обеспеченности крестьянского скота сеном.
Строители железной дороги по проекту отсыпали в 1916 г. площадку под разъезд 1-ой очереди постройки Ирень (назвали по одноименной реке) в густом лесу. Напоминание и остатки того нетронутого пилой леса можно увидеть за Бартымским вокзалом. Кстати, он является самым старым зданием в поселке. Ближайшими поселениями с северной стороны были Ольховка, Тайга и Верх-Ирень. С южной - деревни Тавда и Дубровка.
Соседние разъезды 2-ой очереди постройки Атер и Сарс появятся только после передачи линии Агрыз – Дружинино – Екатеринбург в 1929 г. Пермской железной дороге. Всего по отчетам дороги будет построено 23 разъезда. Как видим, прошли годы после национализации дороги и окончания гражданской войны, но магистраль оставалась недостроенной.
Известно, что разъезд в лесу с путевым обустройством, вокзал с квартирами, две казармы около Иренского моста, 2-этажная казарма на станции с хозяйственными постройками были завершены в конце 1917 г. Исходя из этого, логично будет считать первых железнодорожников разъезда Ирень и первыми поселенцами будущего поселка. Пока мне не удалось установить даже фамилию первого начальника станции. Для меня остается загадкой, когда первый пассажирский поезд остановился на разъезде Ирень?  

Прирожденный организатор производства
С переходом разъезда Ирень в 1929 г. в состав Пермской железной дороги меняется и название на Ольховка. В детстве я