Телефон
+7 (34266) 2-24-77
Электронная почта
Ирень - Ольховка- Бартым. История Октябрьского района сквозь призму времен. 23 Августа 2017

Ирень - Ольховка- Бартым. История Октябрьского района сквозь призму времен.

Здравствуйте, уважаемая редакция! Позвольте выразить Вам признательность за две публикации в газете за 2016 г. сведений за моей подписью о железной дороге в Октябрьском районе. Газета помогла мне установить новые контакты по телефону и электронной почте с потомками местных строителей этой Транссибирской магистрали, в т.ч. в городах Чернушке и Красноуфимске. Весь семистраничный  очерк прочитали и в Ольховской школе пос. Бартым. Директор школы А.А. Казмалы обратилась с просьбой ко мне, как выпускнику, по возможности изложить для учеников и преподавателей краткую историю поселка. Когда школу и лесхоз назвали Ольховскими? Кто организовал заселение поселка? На основе собранных и изученных документов, а также воспоминаний земляков попытаюсь это сделать.

Разъезд первой очереди - Ирень
Изыскатели акционерного общества Московско-Казанской железной дороги, трассируя магистральную транзитную линию Казань-Екатеринбург, в 1910 г. составили экономический обзор местностей прохождения новой дороги. Отмечено, что на юге Пермской губернии лесные богатства зачастую пропадают по причине почти полного отсутствия путей сообщения. Указаны предприятия: Сарсинский стекольный завод, Тюшевской винокуренный, Верхне и Нижне-Саранинские производители сельскохозяйственных машин. Говорится о хорошей обеспеченности крестьянского скота сеном.
Строители железной дороги по проекту отсыпали в 1916 г. площадку под разъезд 1-ой очереди постройки Ирень (назвали по одноименной реке) в густом лесу. Напоминание и остатки того нетронутого пилой леса можно увидеть за Бартымским вокзалом. Кстати, он является самым старым зданием в поселке. Ближайшими поселениями с северной стороны были Ольховка, Тайга и Верх-Ирень. С южной - деревни Тавда и Дубровка.
Соседние разъезды 2-ой очереди постройки Атер и Сарс появятся только после передачи линии Агрыз – Дружинино – Екатеринбург в 1929 г. Пермской железной дороге. Всего по отчетам дороги будет построено 23 разъезда. Как видим, прошли годы после национализации дороги и окончания гражданской войны, но магистраль оставалась недостроенной.
Известно, что разъезд в лесу с путевым обустройством, вокзал с квартирами, две казармы около Иренского моста, 2-этажная казарма на станции с хозяйственными постройками были завершены в конце 1917 г. Исходя из этого, логично будет считать первых железнодорожников разъезда Ирень и первыми поселенцами будущего поселка. Пока мне не удалось установить даже фамилию первого начальника станции. Для меня остается загадкой, когда первый пассажирский поезд остановился на разъезде Ирень?  

Прирожденный организатор производства
С переходом разъезда Ирень в 1929 г. в состав Пермской железной дороги меняется и название на Ольховка. В детстве я не раз слышал про это из разговоров взрослых. Кроме того данный факт мне нетрудно было установить по Указателям железнодорожного пассажирского сообщения, начиная с первого советского от 1922 г. Жители деревень вспоминали: «Зимой подъезжаем с отцом к станции на санях и среди темных стволов деревьев видим только одну красную крышу вокзала». В наши дни резонно задаться вопросом: «Когда на разъезде Ольховка начнут заготавливать лес и отгружать его по железной дороге?»
Беру в руки алфавитный перечень железнодорожных станций СССР от 1930 г. Здесь указано первое отправление 90 т груза по разъезду Ирень за 1929 г., но прибытие (разгрузка) составила 290 т. Разобраться в этом нам помогут более 30 документов из трудового списка А.Л. Шерстобитова (1903-1947 гг.), предоставленные мне его дочерью Т.А. Чуйко и сыном Ю.А. Шерстобитовым. Тамара Андреевна - учитель и помнит меня первоклассником. Юрий Андреевич на год старше меня и я ежедневно виделся с ним в школе, а младшая из семьи  Шерстобитовых Люба - моя одноклассница.
Об Андрее Лаврентьевиче и его десяти детях надо писать отдельно. Так, например Николай Шерстобитов занимал высокую должность в Пермском обкоме партии, а Модест Шерстобитов работал начальником Ольховского лесопункта. На фотографии от 1946 г. глава семьи Андрей Лаврентьевич в железнодорожной форме того времени зафиксирован вместе с дочерью Лизой - студенткой техникума в Казани. Его волевое лицо выражает уверенность в себе. Изучив документы, хочу сказать, по жизни в наших краях он прирожденный организатор производства.  
В автобиографии он пишет, что в 1929 г. получил задание на Чадском участке выехать на разъезд Ирень и организовать там заготовку леса, но это оказалось невозможным. Поскольку среди леса не было ни одного строения кроме вокзала и казармы. Надо было построить жилье для работающих и контору служащим, конный двор (тракторов и автомобилей не было). Даже в 1951 г. сохранялась ручная погрузка леса в вагоны по слегам с помощью двух веревок. Но А.Л.Шерстобитов справился с созданием лесопункта, и об этом свидетельствуют ряд его документов, например удостоверение на бланке Ольховского лесозаготовительного пункта от 18 июля 1932 г.

Ольховка - Бартым
Как решили проблему застройки поселка? Фотоматериалы по истории строительства Казанбурки (Казань-Екатеринбург) свидетельствуют о наличии немалого количества бараков и других зданий около уже построенных мостов и тоннелей от Ирени до Красноуфимска. По всей видимости, разгрузка 290 т из вагонов говорит о доставке на разъезд Ольховка разобранных бараков и домов строителей железной дороги. В 1950-е годы поселок поражал обилием плохого вторичного барачного жилья и зданий, но уже начиналось массовое новое строительство и поступление лесозаготовительной техники.
Начиная с конца 1932 г. разъезд в третий раз меняет название! Теперь он уже разъезд Бартым (впоследствии станция). Если первое название Ирень дали изыскатели и строители, то инициаторы второго и третьего переименования пока остаются неизвестными.
После передачи в 1936 г. разъезда Бартым Казанской железной дороге в поселке начинает работать новое лесозаготовительное предприятие, принадлежащее МПС СССР. Многое говорит о том, что именно Андрей Лаврентьевич по поручению начальника дороги организовал лесозаготовку и возглавил предприятие. Он становится железнодорожником и носит форму. Бывает в Казани с отчетами о работе казанского лесопункта в Бартыме. Его дочь Лиза поступает и оканчивает техникум в этом городе. Осталось фото, исполненное  казанским фотографом.
Можно подвести краткие итоги. Поселок при разъезде Ольховка (название продержалось 3-4 года) не мог быть образован ранее 1929 г. Школа и лесхоз образовались тоже, видимо, именно в эти годы. Без сомнения, одним из основателей поселка был А.Л.Шерстобитов.
По сравнению с исчезнувшими железнодорожными поселениями Атером, Сарсом, Ненастьем у Ольховки-Бартыма более счастливая судьба. Районная администрация не забывает поселение. Сельское поселение возглавляет энергичный председатель Д.В.Маликов, в поселке работают школа, клуб, почта, фельдшерский пункт, магазины. Улицы в проезжем состоянии. Работают телефон, электричество, водокачки. Мне кажется, все это делает жизнь нынешних бартымчан терпимой и сносной.

Подпись под фото: Около Бартымского вокзала. 1966 год.


Возврат к списку